Страховые риски можно разделить на политические и экономические. Политические риски зависят от действия властей, выражающихся в ухудшении правового режима инвесторов, введении таможенных и иных запретов, повышении налогов, национализации и экспроприации. Экономические риски - изменение величины таможенных платежей. Здесь роль таможни велика - введение антидемпинговых и компенсационных пошлин могут защитить права инвесторов. Отсрочка уплаты таможенных платежей, предоставляемая Государственным таможенным комитетом России, меры не тарифного регулирования, введение преференциальных режимов для стран благоприятствуемых наций снижают степень риска для инвестируемого проекта.
Риски, связанные с предприятием-реципиентом - это риски, обусловленные финансово-хозяйственным положением компании. Неспособность оплатить свою долю инвестиционных затрат, невыполнение платежных обязательств перед кредиторами таможенные органы пресекают согласно таможенному законодательству, предусматривающему валютный контроль и штрафные санкции, эквивалентные стоимости проекта с конфискацией (через суды) инвестируемого товара либо с взысканием стоимости перемещаемого через границу товара.
Риски стадии строительства, связанные с превышением сметной стоимости проекта, задержкой в реализации проекта, также неразрывно связаны с таможенным аспектом. Превышение сметной стоимости проекта за счет увеличения таможенных платежей - основная причина консервации инвестиционных проектов. Увеличение проектной стоимости инвестиционного проекта может произойти из-за классификации товара согласно товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД России) и условий поставки. Принятие предварительного классификационного решения Государственным таможенным комитетом России существенно снижает степень риска на стадии строительства. Другой фактор, влияющий на степень риска на стадии строительства, - время таможенной очистки. Этот критерий непосредственно связан с классификацией инвестируемого товара, соблюдением мер тарифного и не тарифного регулирования.
Риски эксплуатационной стадии делятся на производственные, коммерческие, финансовые. Составляющая производственного риска - экологическая, контролируемая наряду с уполномоченными государственными органами также и таможенными органами.
Принимая во внимание это обстоятельство, необходимо предпринять все возможные меры для улучшения инвестиционного климата в РФ. Одновременно следует подчеркнуть, что создание благоприятного инвестиционного климата в России признается одним из основных принципов, на которых строятся приоритеты структурной политики в ближайшие годы.
Привлечение иностранных инвестиций (где непосредственно задействована таможенная служба) должно осуществляться, опираясь на следующие положения:
- признание важности создания благоприятного климата для иностранных инвестиций в России;
- предоставление иностранным инвесторам национального режима наибольшего благоприятствования;
- обеспечение системы гарантий, защиты и страхования иностранных инвестиций;
- формирование оптимального уровня налогов, таможенных пошлин, тарифов и льгот, сопоставимого с условиями инвестиционных процессов в конкурирующих с Россией странах на мировом рынке инвестиционных капиталов;
- обеспечение стабильности и "прозрачности" нормативно-правовой базы по финансовому, валютному, налоговому, тарифному и нетарифному регулированию иностранных инвестиций;
- становление и расширение форм привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику;
По материалам duatplus новости - http://duatplus.ru/ |