Интерьер для нирваны. Индийская этносказка о раритетах и приоритетах
24.06.2008 Просмотров: 7137
Посвящается любителям этники, медитирующим умам и просто людям с хорошим вкусом...

Индия, которую мы знаем, образовалась только в 1947 году, а первые поселения на берегах реки Инд появились в третьем тысячелетии до н.э.

Индийцы создали и сумели сохранить свой неповторимый стиль жизни. Ярким своеобразием отмечены культура и быт этой страны, включая архитектуру и дизайн, религиозные обряды и национальную кухню.Национальная одежда - женская сари и мужская дхоти - практически не изменилась за пять тысяч лет.

От Шринагара до Кочина, от Ладакха до Тривандрума страна славится своими мастерами и ремеслами, уникальными изделиями и строениями. Поражает разнообразие архитектурных памятников - знаменитый мавзолей Тадж Махал в Агре, великолепные храмы и княжеские дворцы на юге страны, форты и крепости Раджастана.

При всем многообразии традиций и современных тенденций существует неуловимая общность, отличающая плоды творческих усилий местных художников, архитекторов, дизайнеров и народных умельцев. В числе объединяющих начал - тропическая раскрепощенность и восточная созерцательность в использовании цвета, создании рисунка, выбора фактуры.

Индийское декоративно-прикладное искусство - это коктейль орнаментов и мотивов, сюжетов и образов, материалов и манер исполнения. Этническая составляющая, гибко реагируя на смену эпох и стилей, никогда не изменяет себе. Индия узнаваема в любом предмете, изготовленном руками ее удивительных мастеров, будь то резная фигурка, инкрустированная столешница или колониальное кресло.

Если на Западе произведения искусства изначально создавались для того, чтобы потакать вкусам определенной группы людей, которые способны их оценить, то в Индии это никогда не было основным мотивом для появления на свет красивых вещей. На протяжении многих веков изделия народного творчества, великолепные образцы мебели и предметов быта изготовлялись исключительно в силу традиции и для практического использования. Лишь относительно недавно индийцы начали осознавать коммерческую ценность своего культурного и творческого наследия.

Века и эпохи переплетены здесь между собой. Трудно сказать, в каком времени живет эта удивительная страна Индия сейчас. Похоже, ее жизнь протекает одновременно в нескольких временных слоях - от каменного века и средневековья до эры высоких технологий. Неуловимость времени проявляется даже в языке: на хинди слова "завтра" и "вчера" звучат одинаково. Повсеместно применяется ручной труд, но медицинские и космические исследования, компьютерные технологии - на высшем уровне. Медленно меняясь под напором современного мира, Индия осторожно относится к модернизации, пытаясь предотвратить влияние прогресса на экологию, сохранить духовность и уникальную культуру.

Мебель сказочной страны

Вы можете найти здесь все, что хотите, и даже то, чего не можете себе представить. Например, стол или стул, у которого ножки разной длины, и стоит он наперекосяк, и гвозди вбиты несимметрично. Пожалуй, только в Индии найдутся люди, которые могут по достоинству оценить такой раритет и даже специально его изготовить.

Есть вещи, которые не вписываются в общепринятые рамки, и порой нам трудно представить, что существует что-то еще, кроме стандартной полированной мебели. Между тем, имея возможность окружить себя любыми вещами, можно поселиться в любом времени и пространстве. Столь уникальный шанс готова предоставить Индия.

Индийцы, как правило, пользуются всем, что есть в доме, не особенно задумываясь о ценности вещей. Они не боятся поцарапать стол или расколоть резную ширму - они просто живут. Вдумайтесь, ведь царапина или скол делают вещь по-настоящему домашней.

Нет сомнений и относительно экологичности индийской мебели: все морилки и красители приготовлены на растительной основе, для полировки и покрытий используется натуральный воск. В числе доминирующих материалов - тик, розовое дерево, орех, тростник, бамбук, а также металл и стекло. На юге страны развито производство плетеной мебели - из натуральных, разумеется, растений.

Веками индийские краснодеревщики шлифовали свое мастерство, с восточным долготерпением создавая шедевры для храмов, дворцов и повседневного использования. Прекрасные образцы мебели можно встретить как в богатых домах, так и в деревенском жилище.

Разнообразие индийской мебели объясняется еще и тем, что жители каждого штата имеют свои стилевые и цветовые предпочтения. Местные мебельщики и сама природа, предоставляющая им материалы, позаботились о широком спектре оттенков, от нежных естественных до самых темных и солидных, и о свободе выбора стиля - от примитивного до самого изысканного и элегантного. Поэтому в Индии легко подобрать мебель как для шикарной гостиной, так и для уютной кухни. В любом случае она послужит формированию респектабельного и в то же время "теплого", камерного интерьера, отмеченного дивным обаянием сказочной страны.

Секреты мастерства традиционно передаются из поколения в поколение. Ремесла развиваются автономно, независимо от иноземцев, хотя периодически подвергаются их влиянию. Большинство работ до сих пор выполняется вручную, поэтому лишь умение и талант являются определяющими. Порой рождаются уникальные по стилю и оформлению вещи. Не случайно образцы индийской мебели все более популярны сегодня в Европе и Америке, они "душевнее" и дешевле изделий многих современных дизайнеров.

Индийская мебель, как старая, так и современная, в большинстве своем сработана грубовато и прочно, зато украшена с любовью и старанием. Пышная резьба, иногда с позолотой, разноцветный орнамент с изображениями цветов и животных, богов и обычных людей, а еще инкрустация цветными металлами, деревом, стеклом, перламутром, верблюжьей и слоновой костью, зеркальными фрагментами, мраморными пластинками - все делается для того, чтобы вещь понравилась ее будущему владельцу и как можно дольше украшала его жизнь.

В индийском климате деревянная мебель быстро старится, поэтому применяются различные пропитки, уголки, пруты и полоски кованого металла, чтобы сохранить изделия от повреждения, влажности, белых муравьев и термитов.

Предметы индийской мебели часто имеют специфическую форму, однако практичны и с легкостью вписываются в интерьер дома и квартиры. С их помощью можно формировать пространство в разных стилях, тем более что некоторые вещи в силу своей эклектичности способны поддержать целый ряд стилевых решений.

Не обязательно полностью копировать интерьер традиционного индийского дома. Жилая комната европейской квартиры вполне может олицетворять колоритную непосредственность индийского этно. Подберите подходящие стол и стулья, лучше резные или инкрустированные, под потолком повесьте розовый или зеленый стеклянный светильник, а на стену - большой шерстяной ковер индийского образца. На окнах уместны тяжелые, расшитые вручную гардины с кистями, а в углах комнаты - деревянные резные столбики-колонны до потолка.

Многие предметы индийского быта могут служить аксессуарами, хотя в свое время имели функциональное назначение, о котором нелишне знать. Например, роскошно украшенная посуда используется в Индии для религиозных обрядов, более простая - для приготовления пищи. Эстетическую революцию можно совершить на любой кухне, не меняя мебели, а только разместив на полках самые обычные блюда для чапати (индийские блины), колоритные плошки, черпаки, корзиночки, емкости для хранения специй, чая и кофе.

Индийские мастера являются всемирно признанными специалистами и экспертами в искусстве имитации старинной мебели - бизнесе, получившем в Индии широкое распространение. Когда европейцы заинтересовались местной мебелью и предметами искусства, то начали вывозить из страны купленные за бесценок интерьеры дворцов махараджей и местных князей. Дворцы и дома индийской знати не были национализированы, и обедневшие потомки аристократов за бесценок распродавали старинные веши, порой уникальные. Дворцы стали переделывать в гостиницы.

Когда оригинальной мебели почти не осталось, появился спрос на имитацию. Образцы "новодела" настолько точны, что от антиквариата их не отличить. Индийские мастера могут полностью воссоздать несохранившийся гарнитур по одному фрагменту орнамента или резьбы. Они вручную копируют декор, "старят" предметы с помощью специальных составов на растительной основе.

Большим спросом пользуются шкафы под старину. Их воспроизводят, значительно уменьшая габариты по сравнению с древними оригиналами, однако в точности копируя детали отделки и фурнитуру. Если у оригинала ручка на одной створке расположена выше или ниже, чем на другой, будьте уверены - мастер в точности передаст этот прошедший сквозь века огрех.

Ширма - непременный атрибут в апартаментах махараджей и местных князей. Она призвана создавать уютные пространства в огромных дворцовых комнатах. Сегодня ширмы используют не только сильные мира сего. Это активный элемент любого интерьера, выполненного в индийском стиле.

Уникальны индийские ширмы из тика с ажурной сквозной резьбой. Их не полируют, чтобы подчеркнуть естественную красоту дерева. Хороша ширма, украшенная лаковыми цветными миниатюрами с изображениями людей, цветов или фруктов. Характерный образец - ширма из полированного дерева с умеренной резьбой и полосой крупного рисунка, вставками из металла в виде стилизованного солнца или цветка. Множество вариантов индийских ширм позволяют формировать пространство не только жилых, но и других помещений - ресторанов, офисов.

Немаловажный элемент интерьера - двери. С ними всегда приходится считаться, поскольку их не так-то просто переместить. Двери индийского образца, выполненные под старину, вполне оправдывают себя как в современной квартире, так и в загородном доме. В этой стране их изготовляют из тика и ореха, они могут быть сплошь "затканы" великолепной резьбой или покрыты строгим стильным рисунком, инкрустированы перламутром, латунью, облицованы мраморными пластинками или даже поделочным камнем.

Резные двери подходят для самых разных комнат, "каменные" - для больших гостиных и просторных загородных резиденций, "перламутровые" - для спален и кабинетов. В любом случае дверь, которая ведет в помещение, оформленное в индийском стиле, должна быть индийской. Какой именно - зависит от вашего выбора и стилистических особенностей имеющейся мебели.

Дизайнеру по интерьеру очень важно увидеть Индию, чтобы совершенно по-иному взглянуть на, казалось бы, знакомые вещи. Многовековая культура, образ мышления и уклад жизни индийцев не имеют аналогов - европейцу вряд ли удастся впитать всю красоту и мудрость этого особого мира, но на появление новых идей можно рассчитывать. Любая вещь, древняя или современная, хранит отпечаток благородства и высокой духовности. Это и есть суть индийского стиля: милый кофейный столик или сандаловый слоник может оказаться уместным, желанным и совершенно необходимым предметом в вашем доме, поскольку поможет дистанцироваться от повседневных проблем и прочей суеты.

Колониальный стиль

Почти двухвековой период английской колонизации, естественно, оказал влияние как на саму страну, так и на эстетическую составляющую ее жизни. Мебель в колониальном стиле прочно заняла свое место в Индии, появились некоторые предметы обстановки, несвойственные индийскому образу жизни. Все начиналось с изделий из тика, ореха, а также плетеных, по форме скопированных с европейских предметов мебели. В большинстве случаев обходились без декоративных элементов, деревянные поверхности гладко шлифовались и покрывались лаком. Это соответствовало вкусам англичан раннего периода колонизации. Однако индийские мастера постепенно начали добавлять что-то свое.

Колониальный стиль в меру строг, уютен и до сих пор популярен. Повесьте на окна шторы из струящегося золотистого шелка, покрасьте стены в оранжевый или бежевый цвет, поставьте большой деревянный сундук, а рядом - низкую кровать с пологом на четырех опорах, на пол постелите деревенские полосатые коврики. Осталось добавить несколько исконно индийских аксессуаров, например кальян, подсвечник, статуэтку, не помешает и низкая ваза, где плавают цветочные головки, - и ваша комната превратилась в "колониальную".

Для большего эффекта можно сделать дощатый пол, поставить бюро и книжный шкаф, оформленный вставками в виде решеток, повесить на окна решетчатые ставни того же цвета, что и дверцы шкафа. Желательно, чтобы защелки на ставнях были латунные. Не забудьте про стеклянный плафон и пару-тройку шелковых подушек, полосатых или однотонных. Осталось дополнить интерьер зеркалом в резной раме и парой подсвечников. Вы - в колониальной Индии.

По мере развития колониального стиля мебельные конструкции и отделка обогащались этническими деталями. Появились небольшие шкафчики, где удобно хранить лекарства и всякую мелочь - множество выдвижных ящиков, иногда размещенных на разных уровнях. Быстро обрели популярность книжные шкафы - стеллажи, иногда с двумя-тремя полками и ящиками внизу. В таком шкафу можно расставить не только книги, но и фигурки животных, необычную посуду, коллекцию фарфоровых тарелок или ракушек.

Колоритную мебель с дверцами, стилизованными под ставни "колониального" дома, изготовляют из тика или ореха, декором служит естественная фактура натурального дерева. Изделия могут быть отполированы и покрыты лаком. Вставки в виде решеток из дерева или металла - чисто индийский вклад в оформление которыми активно украшаются детали мебели, в частности дверцы и боковые панели шкафов. В таком же стиле оформляются и низкие столики.

Сегодня несложно приобрести оригинальный узкий шкаф с такими решетками, старинный или под старину. Ему легко подыскать подходящее место, заполнив пустое пространство, куда мебель стандартного размера просто не войдет. Узкий высокий ящик - своеобразная тумбочка - с решетками на передней створке и полочками внутри не только поддержит стиль, но и послужит для хранения CD-дисков.

Такую мебель можно использовать при формировании самых разных интерьеров - все зависит от дизайнерского замысла и вкуса заказчика. Хороша она и в современной квартире, особенно при наличии подходящих аксессуаров. Подойдет этническое панно из кованого металлического прута, изображающее бытовые сценки деревенской жизни, пригодится и напольный канделябр с металлическими завитушками, удерживающий три подсвечника. Неплохо бы поставить на пол пару металлических цапель (они должны быть только в паре) - одна, склонив голову, классически стоит на одной ноге, другая, выпрямившись, смотрит вверх.

Индийские дизайнеры по интерьеру, независимо от стиля и направления работы, ощущают культурный национальный пласт, используя который, они могут воплотить в жизнь любую свою фантазию. Сегодня модно сочетать дерево и стекло, камень и стекло, бронзу и стекло, а также все вместе. И вот вырезанная из тика фигурка девушки отполирована, окрашена в золотисто-перламутровый цвет и размещена на полу рядом с уютным креслом. Девушка сидит, согнув ноги в коленях и удерживая прямоугольное стекло-столешницу. Если вам одиноко, можете попить кофейку с этой прелестной особой.

Столы и стулья

Традиционные индийские столы из тика - низкие, с прямыми толстыми ножками, - просты по форме и даже грубоваты. Изюминка кроется в столешнице, которая выглядит как дверь, снятая с петель - прямоугольник с довольно скромной резной каймой по всему периметру. Середина стола разделена на шесть, восемь или десять квадратов, каждый из них может быть украшен либо деревянным цветком, либо простой латунной или бронзовой полоской. Вставки из металла могут также располагаться по периметру рамки каждого квадрата. Поверх столешницы кладут стекло. Таков стол широкого назначения, однако если эта же модель выполнена в малых формах, получается прелестный столик для чаепитий или журнальный.

Весьма оригинальны столы в стиле <трайбл>, выполненные из элементов старых повозок типа арбы или сделанные из части повозки, в которую запрягались волы. Столешница, как правило, гладкая, ножки выгнуты наружу, так и хочется прикрепить к ним колеса. Отсутствие декоративных украшений подчеркивает природную красоту натурального дерева. Колоритно выглядит такой столик в современном интерьере, особенно в сочетании с медным или латунным чаном - из тех, что используются в Индии для хранения зерна. Поблизости неплохо бы поставить напольную вазу, украшенную эмалевыми фигурками индийских танцовщиц.

Великолепна мебель из розового дерева, украшенная изящной резьбой и эффектной инкрустацией с использованием других древесных материалов, не менее ценных. Достойный элемент интерьера гостиной - овальный столик работы гоанских мастеров: изящные изогнутые ножки, изысканная резьба, обрамляющая столешницу, затейливо инкрустированную более светлыми породами дерева. На столешнице изображена бытовая сценка, выполненная настолько искусно, что не видно переходов или стыков. Столик тщательно отшлифован и отполирован.

Очень популярны полукруглые столы-консоли, которые выполняются в таком же стиле, но они выше, на тонких резных ножках, столешница тоже может быть резной. На таком столе можно расположить все, что душе угодно: семейные фотографии в витиеватых рамках, вазочки, фарфор, цветы.

Нередко встречаются столы-консоли из тика, снабженные зеркалами в резных рамах, удачно гармонирующих с резными изогнутыми ножками. Такие изделия изготовляют на заказ современные мастера. Золоченая резьба, имеющая в углублениях более темный оттенок, "старит" столик, придавая ему благородный вид.

Журнальные столики в колониальном стиле, украшенные сквозным узором, изготовляют из индийского дерева шишам, напоминающего тик, но еще тяжелее и прочнее. Основным украшением служат разнообразные металлические или деревянные решетки, часто узорчатые, которые обрамляют столешницу или являются ее центральной частью. В таком случае столы накрываются стеклом.

Более "требовательны" к интерьерным решениям мраморные столы, щедро инкрустированные полудрагоценными или поделочными камнями. На небольшой мраморный столик можно поставить, подсвечник, оригинальную статуэтку, чашу с плавающими свечами или головками цветов. Форма столешницы может быть любой - круглой, овальной, квадратной, шести- или восьмиугольной. Рисунок тоже можно выбрать по вкусу - от цветов, птиц, изображения Тадж Махала до квадратов шахматной доски. Кстати, такой шахматный столик наиболее органичен с индийскими шахматами из сандала. Верх великолепия - большие инкрустированные обеденные столы из черного мрамора с потрясающими узорами или даже целыми картинами на поверхности столешницы. Овальные, круглые и квадратные, они уместны в большой столовой, окруженные белыми стульями, которые выгодно подчеркнут фактуру мрамора и богатство декора.

Пикантное, однако не лишенное элегантности сочетание персидского и индийского стилей просматривается в маленьком декоративном столике с выпиленным лобзиком орнаментом. Толстые ножки, два решетчатых яруса и своеобразная столешница с двойной рамкой - этих элементов вполне достаточно для того, чтобы данный предмет интерьера стал одним из акцентирующих.

Кофейный столик из розового дерева с двойным геометрическим резным узором в центре и двусторонней ажурной каймой также может сыграть "восточную" роль в формировании жилого пространства. Отсутствие лака усиливает очарование естественной фактуры дерева.

Вызывают умиление занятные комплекты из трех - четырех красивых столиков-табуретов разной высоты, которые ставятся один под другой и в таком виде занимают минимум пространства. Такая "матрешка" из столиков популярна во многих районах страны и может быть выполнена в разных стилях: колониальном, этно, ар деко. Часто поддерживаются региональные стилевые вариации. В раджастанском оформлении <матрешку> украшает резьба, дополненная инкрустациями из перламутра и латуни, в гоанском - кружевная пышная резьба.

Представьте двух слоников, вырезанных из камня, одинаковой высоты и цвета. Они слегка отличаются позами, что не мешает положить на них стеклянную крышку - столик готов.

Еще одна сверхоригинальная модель сочетает дерево, бронзу и, естественно, авторскую фантазию. Основой этого необычного столика служит деревянный конус, установленный на круглой деревянной подставке вершиной вниз. На этот перевернутый конус водружена уникальная столешница в виде небрежно наброшенной скатерти со складочками. Выглядит романтично и естественно, располагает к чаепитиям и дружеским посиделкам, вызывает желание пооткровенничать, перебирая складочки на скатерти. Все осуществимо, кроме последнего: скатерка-то бронзовая.

Продолжает тему огромный стол из тика в стиле модерн: столешница выполнена в виде сари, покрывающего стол вместо скатерти. Один конец этой дивной ткани свесился на пол, да так и остался лежать, свернутый в рулон. Стол отполирован до блеска - на некотором расстоянии создается впечатление, что это действительно шелковая ткань.

Сочетание стекла и тика - весьма неожиданное решение, если речь идет об обеденном столе. Основой служит цельный кусок дерева неровной формы, выполняющий также функцию импровизированного озера, по которому как в сказке плывут четыре лебедя, вытянув шеи и раскинув крылья - как живые, все перышки на месте. Цветок, <растущий> посередине, выполняет функцию центральной из пяти опор, на которых держится прозрачная стеклянная столешница. Дерево окрашено в жемчужно-белый цвет, его оттеняют золотые и розоватые оттенки подкрашенной резьбы. Дополняют это произведение современного искусства шесть стульев с резными спинками в виде лотоса и мягкими бархатными сиденьями.

Экзотику и функциональность сочетает большой деревянный стол: внизу неровной формы основа, на ней возвышаются четыре мощные, сплошь покрытые резьбой ножки, напоминающие ноги мифического животного. И это еще не все, что <происходит> под столом по воле дизайнерского замысла. Легкий узор, окаймляющий основу, описывает круг, внутри которого стоит деревянная корзина с цветами. Каркас под столешницей также украшен резьбой, а сама столешница совершенно ровная и гладкая. Чтобы это колоритное изделие достойно вписалось в интерьер, пожалуй, не обойтись без богатого персидского ковра и шелковых полосатых штор. Не помешают и напольные светильники с резными опорами из металла или дерева, плафоны которых упакованы в резные футляры, как во дворцах махараджей.

В некоторых современных предметах и комплектах индийской мебели заметно влияние Китая. Слегка по-китайски выглядит круглый стол, основанием которого служит мощная, расширяющаяся книзу резная ножка, столешница состоит из двух гладких отполированных кругов разной величины - меньший по размеру кладется сверху, выступающая часть нижнего покрыта резьбой. В комплекте хорошо смотрятся стулья с резными спинками и подлокотниками. Спинки и сиденья стульев затянуты золотистым шелком, а все резные детали окрашены в жемчужно-белый цвет с наложением оттеночной краски для усиления рельефа. Хороши индийские стулья: простые неполированные с решеткой на спинке, с прямыми ножками и простым жестким деревянным сиденьем или изготовленные в англо-индийском духе - с шелковым сиденьем и такой же спинкой, обрамленной причудливой богатой резьбой.

Старинные изделия всегда будут служить источником вдохновения в поиске новых форм и конструкций. Например, колониальная скамеечка на две персоны - полированная, на тонких ножках, с решеткой, вмонтированной в спинку. Примечательны плетеные кресла и раскладные стулья, удобные и легкие, которые во время и после колонизации получили широкое распространение, особенно в южных штатах.

Шкафы, комоды, тумбочки

В обиходе индийцев много шкафов, гардеробов, тумбочек, горок, буфетов, комодов. Очень популярны кованые сундуки. О них мы надолго забыли и только сейчас, на волне всеобщего интереса к этностилю, начинаем вспоминать об этих весьма функциональных предметах интерьера.

Серванты, буфеты и гардеробы (индийцы называют их "альмади") снабжены удобными внутренними полками, а в современных вариантах имеют секцию для размещения одежды на вешалках. Шкаф для хранения вещей и постельного белья, называется <дамчи> и представляет собой длинный ящик на четырех ножках, украшенный резьбой и инкрустацией; посередине располагаются две небольшие дверцы.

Со столами, стилизованными под старину, хорошо сочетаются солидные, тяжелые гардеробы из тика. Самая привлекательная деталь в этих предметах мебели - это дверцы, напоминающие ворота древней крепости или крышку окованного железом сундука. Площадь дверцы обычно разделена на несколько пар квадратов, образуемых резными вертикальными и горизонтальными полосами. В середине каждого квадрата может быть вырезан цветок, периметр квадратов и створок часто оформлен полосками и вставками из цветных металлов.

Дверцы гардероба могут быть полностью покрыты крупной, но отнюдь не грубой резьбой, сделанный вручную рисунок, как правило, симметричен. Шкаф может сужаться книзу или иметь прямоугольную форму, низ оформлен красивыми полукруглыми выемками. Поверхность шкафа обязательно полировали, а пространство между выступающими частями резного рисунка иногда покрывали золотой краской. Практиковались также вставки из золотых или бронзовых пластин - эти детали придавали мебели солидность и своеобразный шарм тяжеловатой роскоши.

Лет двести назад такие вещи принадлежали только состоятельным людям. В гардеробах хранили одежду в сложенном виде, поскольку внутри шкафов были только полки, без секций для вешалок.

Антиквариат такого рода красив, однако тяжеловат. Дизайнеры рекомендуют использовать раритетную вещь в соответствующем окружении, чтобы она не "давила" соседние предметы и не прижималась одиноко к стене. Например, над полукруглым столом можно прикрепить зеркало в раме, стилизованной под могольскую. А на низкий столик с признаками той же эпохи попробуйте поставить современную настольную лампу с шелковым абажуром. Если при этом с деревянных полированных карнизов свисают тяжелые шелковые шторы, - эффект достигнут. Усилить впечатление может резная деревянная ширма или антикварный стул, напоминающий трон.

Красивы и практичны псевдостаринные шкафы и тумбы для телевизоров и видеотехники с боковыми открытыми полочками, куда можно поставить безделушки или CD-диски. Такие тумбочки могут быть выполнены в раджастанской манере, покрашены в черный, красный или зеленый цвет, расписаны вручную натуральными красками и отполированы. Яркая роспись изображает слонов, лошадей, индийских девушек или сценки из жизни богов Ганеши и Кришны.

Вообще в Индии любят тумбочки с большим количеством выдвижных ящиков. Выполненные из тика, ореха, розового дерева, они поражают разнообразием форм - круглые, овальные, вытянутые и совсем узкие. Их украшают металлом, росписью, инкрустацией из перламутра и вставками из других пород дерева.

Индийцы предпочитают прикроватные тумбочки, порой необычных форм, например открытые, с резной рамой в виде индийского алтаря. Тумбочка может быть покрыта резьбой, а дверцы ее украшены более темными фигурками слоников. Своеобразный эксклюзив: тумбочка из неполированного дерева, покрашенная "под железо", к ящикам крепятся металлические ручки, ножками служат четыре металлические завитушки в форме буквы "S".

Аксессуары

Чтобы перечислить все, что делают в Индии для украшения жилища, не хватит целого дня, а чтобы рассказать - не хватит и жизни.

В Индии любят ковры - настенные, напольные и сугубо декоративные, которые можно использовать как картины. Декоративные ковры ткут вручную из шелка высокого качества, они переливаются и меняют тон, становясь светлее или темнее, в зависимости от освещенности. Рисунок может быть любым - от растительных и геометрических орнаментов до изображений животных, птиц, пейзажей и портретов. Великолепны большие настенные ковры, похожие на барельефы. За счет выпуклостей разной высоты создается "живая" картина: тигр крадется в тростнике, лошадь скачет во весь опор, раздувая ноздри.

Но еще круче - большие панно из поделочных камней, закрепленных на холсте. На таких панно часто изображают павлинов и других красивых птиц, а также вазы с букетами цветов. "Каменное" панно - это кропотливый творческий труд, терпение и время. Стоимость изделия составляет примерно 4-5 тысяч долларов.

Не менее оригинальны панно, сочетающие различные породы дерева, от самых светлых оттенков до кромешно темных, с выпуклыми изображениями животных и пейзажей. Получаются объемные цветные картины - "родственницы" барельефа.

В последние годы дизайнеры все чаще используют индийские статуи из металла, изображающие домашних животных и диких зверей, змей и крокодилов почти в натуральную величину. Эта нержавеющая "живность" незаменима при оформлении бассейнов и зимних садов.

Формируя интерьер, на этажерку-палки можно поставить зеркало в резной деревянной раме в виде закрытых створок окна, а рядом разместить несколько фигурок из папье-маше, обтянутых натуральной верблюжьей или буйволиной кожей. Любимые животные индийцев - коровы, слоны, лошади, антилопы. На нижней полке уместны журналы, газеты, книги.

В сочетании с антикварной мебелью очень хорошо смотрятся охотничьи трофеи, например оленьи рога или головы животных, которыми можно украсить стены.

В рамках этих заметок, пожалуй, нет смысла описывать индийские ювелирные изделия, шелкографию, вышивку, хорошо знакомые нам расписные или резные вазы из латуни и т.д. Это как в "Тысяча и одной ночи" - сказка не имеет конца.

 
 

Сайт работает на программном обеспечение информационной системы RIELTER34.


© Информационная система Rielter34.ru